25 апреля 2013Еженедельник
"В ожидании лодочных демонстраций"
Тысячи киевлян грозят властям странной акцией протеста: если
чиновники не одумаются, Днепр может быть перекрыт множеством лодок.
Причина возмущения — попытки уничтожить последние РОПы
(ремонтно-отстойные пункты), места «парковок» маломерных судов,
оставшиеся с советских времен.
Гневное письмо к президенту, главе Верховной Рады,
Генпрокурору, руководству СБУ и председателю столичной горадминистрации
подписали представители 11(!) общественных организаций, за которыми
стоят интересы десятков тысяч киевлян. Их возмущение вполне понятно: к
2013 г. из 11 социальных баз-стоянок небольших лодок, существовавших в
1980-е годы, осталось лишь 4, а две трети владельцев маломерных судов
были вынуждены либо перебраться со своими посудинами к себе в гаражи,
либо (чаще всего) просто отказаться от хобби — из-за невозможности
хранить лодки.
Артем Пакшин, глава водно-моторного спортивно-физкультурного клуба «Феникс»:
«Сего-дня на оставшиеся стоянки пошла настоящая атака — из-за
непрекращающихся проверок всевозможных служб деятельность РОПов
заморожена. Даже электроэнергия отключена, нельзя полноценно
организовать охрану.
При этом стоит понимать: РОПы в Киеве несут социальную
функцию. Большинство их членов — ветераны, пенсионеры, малообеспеченные
люди. Уничтожение таких объектов — это попытка отнять у них саму
возможность отдыхать на воде. Как сказал мне один лодочник, которому уже
83 года и который плавает по Днепру с 1953-го, «если стоянку уничтожат,
мне придется сдать лодку на металлолом — не подниму же я ее на 8-й этаж
своей квартиры на Тататрке!» И таких людей — тысячи».
Примечательно, что «нарушения», за которые наказывают стоянки, часто провоцируют те же чиновники — откровенно и цинично.
Владимир Стрела, глава водно-моторного спортивно-физкультурного клуба «Выдубицкий»:
«Главная проблема в кризисной ситуации, сложившейся со стоянками судов,
— проблема земли. Старые РОПы занимают свои участки преимущественно с
60-х годов. Но сегодня вдруг оказалось, что нельзя просто взять и
продлить договор аренды на участок — нужны бесчисленные документы и
согласования, которые, не успев закончиться, начинаются снова, якобы
потому, что за время получения первых подписей успели измениться правила
игры.
Отсутствие правоустанавливающих документов на землю —
великолепный повод для всех инстанций гонять нас в хвост и в гриву и
накладывать самые разнообразные санкции. При этом даже проверяющие
признают, что у нас нет никаких шансов получить все необходимые
документы — нынешнее законодательство выстроено так, что это практически
невозможно для подобных объектов! Но данный факт никак не мешает жить
элитным яхт-клубам, находящимся на берегах Днепра, их, похоже, никто не
заказывал травить».
Попытки наивных граждан играть с бюрократами на поле
последних и по их же правилам оборачиваются тем же, чем и попытки
обыграть в покер шулеров.
Петр Ананов, глава общественного товарищества лодочников «Ветеран»:
«На протяжении нескольких лет мы честно и упорно пытались продлить
договор аренды на участок под нашей стоянкой. В 2007 г. заказали проект
землеустройства, который обошелся нашим малоимущим ветеранам и инвалидам
в десятки тысяч гривен. Собрали согласования в 13(!) отделах
горадминистрации, прошли 12 комиссий. И раз за разом под надуманными
предлогами нас заставляли возвращаться на тот же бюрократический круг.
Сегодня нам отвечают, что горсовет в очередной раз изменил
правила отвода земель, и нам придется все начинать сначала. Занятно, но
прокуратура, обрушившаяся на нас с проверками, не видит нарушений в
действиях чиновников — зато видит, что мы «преступаем» закон, не
предоставляя им современных документов на землю».
Однако проблема даже больше, чем банальная попытка изгнать бедных с престижных земель, на которых хотели бы строиться богатые.
Николай Щепец, глава киевской городской организации Украинского общества охраны природы:
«Война 2013-го — не первая попытка заинтересованных лиц уничтожить
стоянки лодок простых киевлян. Это уже 4-я инициатива, но зато самая
мощная.
При этом стоит помнить, что сообщество лодочников —
единственная группа людей, занимающихся делом, которое полностью
игнорируют государственные и коммунальные службы, — уборкой днепровских
островов, в том числе заповедных! Похоже, кому-то это очень не нравится —
у простого украинца не должно остаться возможности следить за тем, что
происходит на берегах наших водоемов!»
Вытеснение «неправильных» лодочников со стоянок — это
относительно мягкий способ для криминальных группировок устранить
потенциальных свидетелей своих многочисленных преступлений.
Александр Чистяков, глава Ассоциации рыболовов Украины:
«Нужно понимать: сегодня в стране идет война за прибрежные территории и
водоемы. Лодочники, которые становятся очевидцами того, как
застраиваются заповедные берега, как бесчинствуют банды браконьеров,
очень раздражают преступников.
Но давайте вспомним: в новую редакцию Красной книги внесено
70 новых видов рыб! По данным отечественных ученых, сегодня в Днепре по
сравнению с 1991 г. осталось лишь 10% леща, 2% щуки, 1% сома. И для
общества особенно важно не потерять такой природоохранный актив страны,
как лодочники».
Занятно, как некоторые бюрократы протягивают гражданам
«руку помощи» с недвусмысленными предложениями в стиле гопников из
подворотни: «Вам жмет пальто? Мы с удовольствием избавим вас от
неудобств!»
Денис Рудник, замдиректора КП «Плесо» (охрана, содержание и эксплуатация внутренних водоемов Киева):
«Проблема РОПов близка и нашему коммунальному предприятию. К сожалению,
законодательство выстроено таким образом, что даже нам не удалось
оформить ни одну прибрежную территорию в соответствии с
законодательством.
Но мы готовы помочь стоянкам маломерных судов. Предлагаем
их коллективам оформить земли РОПов на «Плесо»! Когда они перейдут под
наше крыло, у них не будет проблем».
Напомним, что в 2011 г., как сообщала столичная милиция,
Денис Рудник был задержан правоохранителями за получение взятки — что,
конечно, не повод сомневаться в кристальной чистоте помыслов этого
чиновника. На такого человека не то что землю — собственные квартиры
можно смело переписать!
Хотя представители прокуратуры оправдывают жесткость
проверок заботой о безопасности на воде, активисты общественных
организаций советуют правоохранителям взглянуть на проблему со стороны
статистики.
Николай Щепец: «Все трагические случаи на столичной
воде с использованием маломерных судов, закончившиеся смертью
потерпевших, были вызваны «мажорами» на скоростных катерах — и ни разу
владельцами «ржавых лодок», на опасность которых так любит пенять
транспортная прокуратура».
Артем Пакшин: «За последние 15 лет не было ни одного происшествия и ни одного пострадавшего на территории РОПов».
Только за прошлый год каждую из стоянок посетили более 20 проверок различных контролирующих органов! И шквал этот набирает силу.
Лодочники обвиняют в организации «программы уничтожения» и.
о. первого зама председателя КГГА Александра Голубченко. И неважно, что
послужило мотивом для столь неуклюжей попытки очистить киевские берега
от стоянок маломерных судов — некомпетентность, корыстные мотивы или
самоотверженная пылкость бюрократа. Даже если это было всего лишь
бескорыстное желание заполнить акваторию Днепра красивыми большими
яхтами, которые придут на смену «ржавым корытам» стариков, Александру
Попову от этого теперь не легче. Самое последнее, что градоначальнику в
сегодняшней сложной ситуации нужно, это многотысячная днепровская
демонстрация пенсионеров на лодках.
Все новости...